Питомник собак Омск
Шаловливая игрушка
Питомник собак  г. Омск
Сенбернар,
московская сторожевая, йоркширский терьер, чихуахуа, русский той, шипперке, русская цветная болонка.


Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 22.09.2017, 20:04
Приветствую Вас Гость | RSS
В питомнике щенки:          щенки чихуахуа разного окраса,         открыт резерв на щенков московской сторожевой.
Меню сайта
Вход
Наши друзья







Дорус.ру - Объявления Омск  

Немецкие доги России - справочно-информационный портал 
Статистика
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Сенбернар

  

  

Сенбернар - символ и легенда альпийских гор. Он добродушен, привязчив, предан своему хозяину и очень любит маленьких детей. История породы сенбернаров уходит корнями в далекие времена.

НАЧАЛО ИСТОРИИ

К сожалению, нет конкретных данных ветеринарных исследований относительно собак, послуживших ее исходной основой. Ученый С. Келлер считает, что сенбернары восходят к римским молоссам, - собакам, возможно, происходившим от тибетского дога.

Однако Хок, эксперт по кинологической хронологии, писал: 'Я не могу согласиться с древними рассказами относительно переселения гигантских собак из Азии в Египет. Не имеется никаких остеологических и иллюстрированных представлений, чтобы позволить однозначное доказательство'.

Профессор Т. Штудер в своей научной деятельности занимался исследованием происхождения одомашненной собаки, издал много статей о доисторических собаках. Он считает, что уже в бронзовом веке (1200-800 гг. до н.э.) существовало догообразное поголовье собак среднего размера (высотой 65-70 см в холке). Вероятно, что это поголовье проживало в Центральной Европе и могло обитать в области, именуемой теперь Швейцарией, задолго до прибытия римлян.

И Штудер и Хок пришли к выводу, что все европейские типы дога развились независимо от неолитических собак. Доисторическая торговля между Востоком и Западом не была предпосылкой к существованию сходного поголовья собак в различных местах.

Нельзя отрицать, что в Римской империи некоторые римские собаки смешивались с местным европейским поголовьем. Но эти собаки не были столь велики ростом и не повлияли на размер в пределах местных популяций. Постепенно функциональные разделения привели к фенотипическим различиям между сторожевыми, охотничьими и пастушьими собаками. Необходимо отметить, что универсальное или смешанное поколение, вероятно, превосходит численностью специализированную или чистокровную собаку.

Таким образом, прямые предки швейцарских пород собак, которые были внесены в первую родословную книгу Швейцарского клуба в конце позапрошлого века, ни в коем случае не имели чистопородного происхождения. Они были собаками, предназначенными для определенных целей. Селекционеры выбрали некоторые типы согласно их идеальным понятиям структуры, поскольку это увеличивало 'функцию'. Факт, что много собак имели сходную морфологию, не может быть использован, как доказательство существования генетически чистокровных собак.

 

 

СЕНБЕРНАРЫ В ПРИЮТЕ СВЯТОГО БЕРНАРДА

Приют Святого Бернарда, от которого порода впоследствии получила свое имя, был основан в 1050 г. на месте римского храма, посвященного Юпитеру Громовержцу. Странствующий монах Бернард из Ментона основал монастырь с приютом для путников. Он расположен на 8000 футов над уровнем моря, в отдаленном месте от перехода Монс Джовис в Швейцарских Альпах. Это был единственный перевал, связывающий Швейцарию и Италию. Погода в этих местах ненадежна и непредсказуема, часто в течение всего лета с температурой ниже нуля. Тяжелый зимний снег, который может быть глубиной свыше 10 метров, создает угрозу лавин. После буранов, снежных лавин и морозных ночей монахи и их собаки разыскивают заблудившихся путников и переправляют их в безопасное место. Благодаря своим сверхъестественным способностям находить людей на глубине свыше 2-х метров и более, под толщей снега, собаки из приюта Святого Бернарда спасли более 2,5 тысяч человеческих жизней.

Точно неизвестно, откуда и как собаки попали в монастырь, - ранние записи были уничтожены в результате пожара приблизительно в конце XVI века. Самые ранние из оставшихся записей отмечают собак в 1707 году, что означает, что к этому времени собаки были уже хорошо приспособлены к существующим условиям и свою работу хорошо знали. Самым ранним изображением монастырской собаки того времени являются две картины, датированные около 1690 года. Первая собака - пятнистая, вторая - чепрачная, с белой головой. На картине изображены хорошо сложенные короткошерстные собаки с длинным хвостом и прибылыми пальцами. На основании этих портретов можно сделать вывод, что собаки в то время существовали уже как порода.

Письменные упоминания о собаках в приюте начинаются с 1703 года. Настоятель Баллау упоминает, что его повар, Винсент Канос, построил колесную упряжку, в которую можно было впрягать собаку. Когда собака шла, механизм на кухне должен был поворачиваться. Это изобретение не было ново, паломничество в Святые земли через альпийские перевалы притягивало в приют большое количество путешественников, которых нужно было кормить. Неудивительно, что Канос использовал изобретение для помощи на кухне. Количество посетителей, проходивших через монастырь, возросло к 1898 году с 18000 до 20000 путешественников ежегодно. Посетителям предоставлялись 3 дня свободного проживания и пища, которая состояла, прежде всего, из мяса и хлеба.

В 1707 г. примечание в архивных статьях: 'Мы теряем лавинную собаку'.

В примечании от 1787 года мы читаем: 'Собаки монастыря успешно отразили нападение банды разбойников'. Это первые письменные документы, в которых упоминаются собаки приюта.

Официальные документы говорят о том, что первоначально эти собаки использовались как охранные и в качестве компаньонов для монахов. В результате значительной изолированности монастыря от остального мира, особенно во время долгих зимних месяцев, характерные черты собак начали быстро развиваться. Это были собаки, способные противостоять суровой зиме, с короткой, плотной, водонепроницаемой шерстью и хорошо развитыми подушечками лап для работы на снегу. В дальнейшем монахи стали брать их с собой для поисков потерявшихся путешественников и вскоре обнаружили потрясающие способности этих собак безошибочно находить следы и местонахождение заблудившегося в снежном буране путника. Монахи начали обучать собак охране и спасательным работам и добились превосходных результатов. В 1816-1818 годах были сильные снежные штормы, собаки проявили удивительную работоспособность. Несколько собак умерли во время спасательных работ. Такая приверженность делу спасения людей была неоднократно описана и восхвалена путниками. Монахи стали целенаправленно использовать в разведении лучших из своих собак, в дальнейшем совершенствуя породу.

В приюте постоянно содержалось не более 12-15 кобелей (суки и щенки содержались в долинах). Подготовка собак-спасателей длилась 2 года. Причем, было замечено, что дети отличных спасателей обучаются быстрее и работают надежнее. На основании этого можно сделать вывод, что эти качества при правильном разведении закрепляются генетически.

Оливер Голдсмит (1728-1774) писал: 'Они (т.е. монахи) имеют породу благородных собак, исключительный ум которых часто позволяет им спасти попавшего в беду путешественника. Несмотря на то, что гибнущий человек зачастую погребен под десятью или даже двадцатью футами снежного покрова (соответственно, 3 и 6 метров), благодаря тонкости нюха этих собак, позволяющего им обнаружить местоположение человека, появляется шанс спасти его'.

Была замечена способность сенбернаров чувствовать человека во время снежной бури за 300-400 метров, а также, что очень важно в горных условиях, чувство лавины. Предчувствуя сход лавины, сенбернары часто спасали людей, уводя их за несколько мгновений до опасного происшествия. Замечательны терпение и выносливость сенбернара. В условиях перевала, когда температура поднимается выше нуля всего на 2-3 месяца, эти собаки могут часами находиться на сильном морозе и старательно выполнять свою непростую работу.

Собаки из приюта почти всегда описываются, как животные исключительного размера. Но такое понятие весьма относительно, собаки того времени были значительно меньше современного сенбернара. Хронисты сходятся во мнении, что окрас собак приюта был типичный - красно-коричневый с белым.

Разведение сенбернаров в монастыре шло различными путями. Были периоды расцвета и периоды упадка. Особенный урон породе нанесла сильная буря 1812 года, во время которой погибло много людей и значительная часть собак. Собаки в монастыре никогда не достигали преклонного возраста. В журнале 'Tierborse', посвященном любителям животных, от 1899 года, имеется намек, почему у монахов оказались проблемы в питомнике: ':собаки из Большого Святого Бернарда не достигают обычного возраста, 6-8 лет - максимум:, это - результат влажности в их вольерах, которая ведет к ревматизму'. Для монахов было несложно обеспечить себя подходящими собаками, поголовье быстро восполнялось хорошими животными из долины, многие из которых были вывезены туда из монастыря в лучшие годы, как лишние щенки.

Старые черепа из фондов Музея Естествознания показывают разнообразие форм головы. В коллекции имеются, по крайней мере, две разновидности собак, которые существовали в течение одного периода времени: большие головы имеют резкий 'стоп' и короткую морду, в то время как меньшие по размеру головы имеют менее выраженный 'стоп' с более длинными мордами. Сенбернары, тогда известные как 'Kuherhunde'(собаки пастуха) и Большие швейцарские собаки, или 'Metzgerhunde' (собаки мясника), имеют сходные формы черепа. Без сомнения, первоначально было довольно сложно различить эти две породы. Сообщения, картины и обширные коллекции скелетных материалов позволяют все же сделать вывод, что происхождение собак Святого Бернарда восходит к старым 'Kuherhunde' (собакам пастуха), которые были обычны до середины XIX столетия. Характеризуя собак более позднего периода, можно сделать акцент на 3 главных факторах:

  1. время от времени некоторые сенбернары, выведенные в приюте, имели тяжелый тип головы;

  2. английские любители предпочитали и разводили собак с более тяжелыми головами;

  3. главные отличительные особенности формы черепа помогли отделить собаку обычного фермера от того типа, который был более желателен и благоприятен для дела.

Монастырские собаки никогда не смешивались с другими породами, исключая 1830 год, когда монахи попытались скрестить сенбернара с ньюфаундлендом, для чего в приют были привезены 2 кобеля. Теоретически ньюфаундленды были похожи на сенбернаров по телосложению и использованию, а удлинение шерсти могло улучшить их резистентность к холодной погоде. К сожалению, длинная шерсть оказалась хуже короткой, так как намокала и отяжеляла собаку. После этого длинношерстные щенки, рожденные в монастыре, были раздарены путникам или проданы населению из долины. Короткошерстные собаки жили преимущественно в горных районах Швейцарии, а длинношерстные был хорошо акклиматизированы в небольших долинах.

Хотя монастырские собаки и их заслуги к 1800 году были уже хорошо известны, порода все еще не имела названия. В последующие годы собак стали называть 'Баррихунде' - в честь знаменитого Барри. Англичане, активно вывозившие монастырских собак, скрещивали их с мастифами и называли 'Святыми собаками'. В Германии в 1820 году было предложено назвать их 'Альпийскими собаками'. Даниель Уилсон назвал породу 'собаками Святого Бернара'. Такое название породы было официально признано Швейцарским Кинологическим Клубом только в 1880 году.

Сенбернар становился популярной собакой. Первая выставка собак этой породы, состоявшаяся в Англии в 1863 году, вызвала огромный интерес. Позже прошла выставка в Голландии, где сенбернары выставлялись под названием собак мясников (они возили тележку с мясом). Необычайный интерес к породе вызвал необходимость создания специальных клубов, первый из которых появился в 1882 году в Англии, в 1884 году - в Швейцарии, в 1888 году - в США.

Во второй половине XIX века развитие породы шло стихийно. Многие заводчики в долинах разводили собак, не соответствующих породному типу. Собаки, экспортируемые в другие страны, часто были не лучшего экстерьера, а сенбернары, разводимые за границей, значительно отличались от исходного типа. Спрос на щенков продолжал увеличиваться. Многие недобросовестные заводчики начали скрещивать сенбернаров с бернскими овчарками и зенненхундами. Любой щенок с преобладанием белого и рыжего в окрасе продавался, как чистокровный сенбернар. В Англии сенбернара скрещивали с мастифом и ньюфаундлендом, а помеси продолжали называться сенбернарами.

В 1883 году Швейцарский Кинологический Клуб создал комитет по улучшению сенбернаров. В 1887 году прошел Международный конгресс в Цюрихе, на котором был принят стандарт породы, признанный всеми странами, кроме Англии (которая утвердила свой стандарт).

Макс Сибер пишет в Швейцарской Племенной Книге ? 1 за 1884 г.: ' Некоторые знатоки полагают, что сенбернарами являются только собаки, имеющие паспорт. Это не так, сенбернары сохранились повсюду в Швейцарии, содержатся они даже в домах в долинах Валаис и в сельской местности Берна'. Другой эксперт по породе, Альберт Хейм, писал в 1927 г.: ':собаки Долины и собаки от Приюта были, и все еще принадлежат к одной породе'.

Наибольшая заслуга в разведении чистокровных сенбернаров на более высоком кинологическом уровне принадлежит Генриху Шумахеру (1831-1903) из Берна, который использовал современную методику селекционного отбора. С 1855 г. он поставил своей главной целью возрождение сенбернаров созданием своей линии, стремясь к Барри, как к идеалу.

С одобрения монахов и с их помощью Г. Шумахер довольно быстро произвел большой переворот в породе и улучшил местную популяцию собак. Он создал первую племенную книгу, в 1890-м году он возглавил разведение породы и руководил ее развитием и клубом до самой смерти.

Путем очень жесткого отбора и планомерного подбора пар в 1860 году Г. Шумахер добился явного успеха, - был получен помет, совершенно однотипный с Барри. Желая убедиться в своей правоте, Шумахер решил подарить монастырю пару собак. Он отвел их туда сам. И вот, когда один из престарелых братьев, отлично помнивший знаменитого Барри, увидел кобеля Шумахера, он со слезами на глазах воскликнул: 'О, господи, да ведь это Барри!' - до того велико было сходство. Этот кобель тоже был назван Барри, и его начали использовать на службе уже в 15 месяцев. Он отлично справлялся со своей работой и дал прекрасное потомство.

Шумахер выставил своих сенбернаров на Всемирной выставке в Париже, где за высокопородность им были присуждены высшие награды.

Большую часть щенков Шумахер импортировал в Германию, Америку и Россию, где, к сожалению, после Первой мировой и гражданской войн сенбернаров практически не осталось. Основная часть современных сенбернаров Европы и Америки ведет свое происхождение от собак Шумахера.

Большой интерес к породе, который наблюдался в начале прошлого века, постепенно угас в связи с началом Первой, а затем и Второй мировой войн, принесших немало лишений и сложностей. Число сенбернаров значительно уменьшилось. Центром общественного интереса стали агрессивные породы, а этот красивейший, своеобразный пес, добряк по природе, остался только у вернейших приверженцев породы.

Сегодня через перевал проходит широкое современное шоссе, по которому мчатся тысячи автомобилей. Но и оно утратило свое значение после создания альпийского тоннеля, соединившего швейцарский город Бурк-Сен-Пьер с итальянским Сен-Реми. Монастырь существует как туристическая достопримечательность. В его зданиях построен своеобразный отель, посещаемый туристами со всего света. Они активно интересуются историей монастыря и его знаменитыми собаками. Но и в наше время не закончились беды этой замечательной породы. Несмотря на то, что в 1934 г. конвент монастыря решил, что из уважения к традициям сенбернары останутся в нем навсегда, в 1953 году было решено прекратить разведение монастырских собак как дорогое и нерентабельное дело. Это решение вызвало недовольство собаководов всего мира. Из многих стран поступали возмущенные письма, даже на имя президента. Под давлением мировой общественности собаки остались в монастыре. Монастырь продолжает разводить своих собак для общения и для традиционной работы, а также для сохранения славы своего уединенного в прошлом уголка Альп. Кроме монахов приюта обучением собак спасательным работам занимается также питомник 'Зойлиамт' (владелец Эдуард Родел).

Сегодня сенбернары признаны всеми крупными кинологическими клубами мира, но этим дело не ограничилось. По инициативе швейцарских сенбернаристов 23 сентября 1967 года в г. Люцерне (Швейцария) был создан Мировой Союз Клубов Сенбернаров (WUSB). Целью этого Союза является взаимосвязь между клубами, определение стандартов, улучшение методик разведения, контролирование экспорта и обмена отдельными особями.

С использованием сайта History of Saint Bernards и сборника "Сенбернар" ПООЛС клуб "Сенбернар" (Пермь, 1990)

 

 

НАЧАЛО ЧИСТОПОРОДНОГО РАЗВЕДЕНИЯ СЕНБЕРНАРОВ


Зигмунд пишет в 1893 году: 'В начале чистопородного разведения сенбернаров восторженные знатоки могли приобретать очень немного собак непосредственно из приюта. Но, однако, они нашли много больших собак в сельской местности, которые все более или менее показывали свое происхождение от сенбернаров или от предков собак, которые были вывезены из монастыря Святого Бернарда'.

Другой эксперт, доктор Страуманн, вспоминает, что видел много тягловых собак на рынке в Берне, которые, согласно их росту и окрасу, могли бы называться 'собакой Святого Бернарда'. Следовательно, порода была представлена во многих местах, а не только в монастыре.

Таково было положение вещей, когда Генрих Шумахер, мясник и трактирщик из Холлигена, недалеко от Берна, начал свою программу разведения в конце 50-х годов XIX в. Шумахер был первым, кто начал использовать Племенную книгу (первая Швейцарская Племенная Книга появилась в 1884 году), таким образом создавая точные родословные. Шумахер должен рассматриваться в качестве первого селекционера чистокровного сенбернара. Первым в списке Шумахера был Аполлон 1, SHSB ? 3 (SHSB ? 1 был Леон, который принадлежал Е. Бауэру и В. Зигмунду). Это говорит о том, что первая Племенная книга появилась много позже начала разведения у Шумахера. Таким образом, многие из его ранних собак не имели никаких SHSB номеров. Барри I, рожденный в 1854 году, не имел никакого номера SHSB и не должен быть перепутан с другими, более поздними собаками, также именуемыми Барри.

Барри I был короткошерстным, красным, с белыми отметинами. Его родители прибыли непосредственно из приюта к графу Ругемонту. Басси была первой сукой Шумахера (длинношерстная, рожденная в 1856 году). Она также прибыла из приюта. Одним из первых в своем разведении Шумахер получил короткошерстного сенбернара по кличке Султан, который был белым, с красными пятнами и черной маской. Султан происходил от короткошерстной, желто окрашенной суки, которая имела белые отметины и темную маску. Ее отец прибыл непосредственно из приюта, в то время как ее мать имела неизвестное происхождение. Султан и желтая сука произвели знаменитую Фавориту 1, которая вместе с Султаном 1 выиграла Первый приз на Всемирной выставке в Париже в 1867 году.

Последующее разведение позволило получить желто окрашенных Барри II и Тони I. Тони I был длинношерстным. Согласно данным родословной, Тони I не использовался и был последним длинношерстным сенбернаром в питомнике Шумахера. Вновь отредактированные и проверенные родословные короткошерстных собак Шумахера (22 октября 1886 года) обнаруживают, что он продолжал использовать собак от приюта в течение трех поколений своего разведения. В целом, однако, он поддерживал близкий инбридинг. После третьего поколения Шумахер разводил только короткошерстных собак.

Шумахер сохранял постоянный контакт с монахами из приюта, его главная цель была - возрождение старого типа Барри. В 1862 году он начал продавать сенбернаров в Англию, Россию и США. В то время как программа разведения Шумахера была направлена на получение идеала, реализованного в старом Барри, другие селекционеры реализовывали свои идеалы в тяжелых головах, резких 'стопах' и коротких мордах.

Селекционеры вошли в рынок и началось беспорядочное разведение. Продажа щенков была очень прибыльной, и много собак, которые лишь отдаленно напоминали сенбернара, были проданы за большие суммы. Доктор Кунзли написал следующее относительно сенбернаров, которые были показаны на выставке в Туне 12-14 августа 1899 г.: 'Среди других мы видели собак, которые очень походили на собак мясника. Одна фатальная ошибка в разведении короткошерстных сенбернаров в безрассудстве, с которым селекционеры пренебрегают хорошим задним фронтом. Они видят единственную цель в совершенствовании головы. Как только некоторый размер достигнут, много собак, по большей части выдающегося типа и со значительными головами, показывают более или менее плохой задний фронт с переваливающейся походкой'. И 'другой грех будет ввиду того, что альбинизм головы не устраняется'.

Имела место большая неразбериха. Представления о том, как должен выглядеть идеальный сенбернар, заметно отличались. Помощь приюта была невелика, поскольку там имелся свой собственный тип.

Германия установила свой собственный стандарт в 1878 году. Было отвергнуто название 'сенбернар' и использовано 'Альпенхунд' (Собака из Альп). Таким образом, одна и та же собака могла быть показана под несколькими различными названиями. Сенбернары, альпенхунды и леонбергеры часто показывались в одном и том же ринге. К счастью, все встало на свои места уже в 1887 году, когда был признан швейцарский стандарт породы. Этим стандартом швейцарские селекционеры утверждались как первые создатели породы. Интересно, что приют продолжал игнорировать положения стандарта. В 1917 году 12 из 13 собак из приюта были 'Mantelhunde' (плащевыми), и только один имел пятна на белом фоне. У всех отсутствовала темная маска. Восемью годами позже, в 1925 г., собаки приюта были описаны как довольно маленькие, многие были полностью белые, и все имели свернутый хвост. Вопреки имеющемуся мнению, приют имел мало общего со стандартом, по которому мы продолжаем судить наших собак сегодня.

Шумахер ушел из разведения в 1890 году. Он заявил, что 'новые селекционеры' пробовали разрушать его работу, увеличивая размер, разводя собак с короткими, тяжелыми и округлыми головами и мордами, которые не были достаточно длинными. Эти собаки, согласно Шумахеру, потеряли гармонию ('Ebenmass') в походке, а также интеллект и быстроту. Независимо от критики Шумахера публика одобрила тяжелых длинношерстных собак.

Происхождение большинства сегодняшних сенбернаров может быть прослежено к собакам Шумахера. То, что старая 'Kuherhunde' (собака пастуха) полностью исчезла, свидетельствует о том, что даже собаки Шумахера не были полностью чистокровными. Музей Естествознания в Берне содержит 36 черепов 'от собак Шумахера'. Когда они были рассмотрены и измерены, стала видна большая вариабельность в размере и форме. Нужно отнестись к этому с пониманием, принимая также во внимание отличия в размере тела, длине конечностей и прочее. Эти различия продолжают существовать и сегодня.


Информация с сайта

http://www.senbernars.narod.ru/

 

Наши друзья
"Шаловливая игрушка" © 2017